ПРОБЛЕМА: Слабая структура и методическая проработка, когда продумано лишь общее наполнение, но не продуман конкретный сценарий, упражнения, активности, “мостики” и пр.
Часто встречаю примеры так наз. «методической работы», где с методиками очень плохо: есть лишь документ, громко именуемый «программой», но нет ни единого слова о том — как эта программа будет раскрываться.
Чем рискует заказчик, покупая проведение тренинга с такой программой? То, что он получит учебный продукт, формально соответствующий заявленному наполнению, но не решающий конкретные задачи:
😥 Например, это может оказаться лекция, лишенная практических элементов. По итогам такого «тренинга» участники «ознакомятся» с каким-то материалом, но не факт, что запомнят, и уж точно не будут применять.
😥 Или это будет мероприятие, которое реальной жизни участников соответствует только на бумаге, и применимость этого материала для них окажется крайне невысокой.
😥 Или это будет «куча мала» разрозненных активностей, собранных по принципу «что вспомнил — то и провел», когда вроде бы все чем-то заняты и вовлечены, но какова цель всего этого — остается непонятным
— и пр.
Как заказчику избежать такой ситуации?
Попросить тренера раскрыть подробнее — что именно подразумевается под каждой строчкой в присланной «программе», и каким образом будут реализованы заявленные учебные цели.
Здорово, если тренер сможет показать сценарий тренинга, а не только программу. Но по факту, многие тренеры не пишут сценариев «для себя», поэтому это пожелание скорее всего останется не удовлетворенным.
Тогда можно просто попросить тренера устно рассказать — что именно будет происходить на тренинге в рамках какой-то одной темы. Это даст заказчику понимание:
1. Насколько на самом деле тренер «в теме» и насколько он готов эту программу проводить
2. Какие он будет использовать активности, и насколько они соответствуют задачам заказчика.
Несколько раз встречался с мнением, что упражнения и сценарий — это «коммерческая тайна». Я никогда из этого тайны не делал, и лично мне близок обратный подход — когда мы с заказчиком оба очень четко понимаем, что я ему буду проводить.
Аргумент «я не показываю сценарий, чтобы программу не украли», не выдерживает критики. Если в группе будет сидеть опытный методист или тренер, он программу «снимет» и так — у меня так было несколько раз, причем в очень крупных компаниях.
Еще есть мнение, что тренер лучше знает, что ему проводить, и что он ситуационно решает — в какой момент какое упражнение использовать. На мой взгляд это совершенно не мешает тому, чтобы просто рассказать, как это бывает и какие есть варианты.
Резюме: содержание тренинга без раскрытия конкретных методов — это кот в мешке. Тренер сильно вырастет в глазах заказчика, если предоставит ему не просто перечисление входящих в тренинг тем, но и сможет прокомментировать и объяснить — как именно этот материал будет раскрыт.
Где этому можно научиться?
1. Можно у меня на курсе «Методология разработки…». Правда, он сейчас на капремонте, но кому «очень надо» — стучите в личку, что-нибудь придумаем.
2. Можно прочитать в моей одноименной книге. Продается у меня на сайте и во всех книжный интернет-магазинах. Для тех кто не уважает ни меня ни себя — можно скачать бесплатно с пиратских ресурсов, сливов и складчин.
3. Можно прийти на тренинг-кемп, который проводится для участников конкурса «Мастер бизнес-тренинга» — буду там целых три вечера делиться опытом:
— как разрабатывать программу под запрос клиента
— как составлять сценарную матрицу
— как прописывать сценарий
Александр Соломатин
Основатель «Методической мастерской А.С.Консалт». Эксперт Всероссийского конкурса Мастер бизнес-тренинга. Член жюри Всероссийского конкурса методистов, Всероссийского конкурса тренерского мастерства