Методические грабли №6: по верхам

Методические грабли №6: по верхам

ПРОБЛЕМА: Слабая структура и методическая проработка, когда продумано лишь общее наполнение, но не продуман конкретный сценарий, упражнения, активности, “мостики” и пр.
Часто встречаю примеры так наз. «методической работы», где с методиками очень плохо: есть лишь документ, громко именуемый «программой», но нет ни единого слова о том — как эта программа будет раскрываться.

Чем рискует заказчик, покупая проведение тренинга с такой программой? То, что он получит учебный продукт, формально соответствующий заявленному наполнению, но не решающий конкретные задачи:

😥  Например, это может оказаться лекция, лишенная практических элементов. По итогам такого «тренинга» участники «ознакомятся» с каким-то материалом, но не факт, что запомнят, и уж точно не будут применять.

😥  Или это будет мероприятие, которое реальной жизни участников соответствует только на бумаге, и применимость этого материала для них окажется крайне невысокой.

😥  Или это будет «куча мала» разрозненных активностей, собранных по принципу «что вспомнил — то и провел», когда вроде бы все чем-то заняты и вовлечены, но какова цель всего этого — остается непонятным

— и пр.

Как заказчику избежать такой ситуации?

Попросить тренера раскрыть подробнее — что именно подразумевается под каждой строчкой в присланной «программе», и каким образом будут реализованы заявленные учебные цели.

Здорово, если тренер сможет показать сценарий тренинга, а не только программу. Но по факту, многие тренеры не пишут сценариев «для себя», поэтому это пожелание скорее всего останется не удовлетворенным.

Тогда можно просто попросить тренера устно рассказать — что именно будет происходить на тренинге в рамках какой-то одной темы. Это даст заказчику понимание:

1. Насколько на самом деле тренер «в теме» и насколько он готов эту программу проводить

2. Какие он будет использовать активности, и насколько они соответствуют задачам заказчика.

Несколько раз встречался с мнением, что упражнения и сценарий — это «коммерческая тайна». Я никогда из этого тайны не делал, и лично мне близок обратный подход — когда мы с заказчиком оба очень четко понимаем, что я ему буду проводить.

Аргумент «я не показываю сценарий, чтобы программу не украли», не выдерживает критики. Если в группе будет сидеть опытный методист или тренер, он программу «снимет» и так — у меня так было несколько раз, причем в очень крупных компаниях.

Еще есть мнение, что тренер лучше знает, что ему проводить, и что он ситуационно решает — в какой момент какое упражнение использовать. На мой взгляд это совершенно не мешает тому, чтобы просто рассказать, как это бывает и какие есть варианты.

Резюме: содержание тренинга без раскрытия конкретных методов — это кот в мешке. Тренер сильно вырастет в глазах заказчика, если предоставит ему не просто перечисление входящих в тренинг тем, но и сможет прокомментировать и объяснить — как именно этот материал будет раскрыт.

Где этому можно научиться?

1. Можно у меня на курсе «Методология разработки…». Правда, он сейчас на капремонте, но кому «очень надо» — стучите в личку, что-нибудь придумаем.

2. Можно прочитать в моей одноименной книге. Продается у меня на сайте и во всех книжный интернет-магазинах. Для тех кто не уважает ни меня ни себя — можно скачать бесплатно с пиратских ресурсов, сливов и складчин.

3. Можно прийти на тренинг-кемп, который проводится для участников конкурса «Мастер бизнес-тренинга» — буду там целых три вечера делиться опытом:

— как разрабатывать программу под запрос клиента

— как составлять сценарную матрицу

— как прописывать сценарий

Александр Соломатин

Основатель «Методической мастерской А.С.Консалт». Эксперт Всероссийского конкурса Мастер бизнес-тренинга. Член жюри Всероссийского конкурса методистов, Всероссийского конкурса тренерского мастерства